Кубинская оттепель: почему США восстанавливают отношения с Кубой

1
1520
Кубинская оттепель: почему США восстанавливают отношения с Кубой
Кубинская оттепель: почему США восстанавливают отношения с Кубой

В ночь на понедельник, 20 июля, посольство США возобновило работу в шестиэтажном здании в Гаване. Одновременно в Вашингтоне в особняке Отдела интересов Кубы заработало полноценное посольство республики. Американская и кубинская столицы находятся в одном часовом поясе, поэтому формальное восстановление дипломатических отношений произошло синхронно – в полночь (7:00 мск) по местному времени. Двери посольств открылись впервые с января 1961 года.

Начало «Кубинской оттепели» – дипломатической разрядки между Вашингтоном и Гаваной – было положено в декабре 2014 года, когда американский и кубинский лидеры официально объявили о начале нормализации отношений. Тогда же на сайте Белого дома был опубликован план по выстраиванию американо-кубинских отношений. А в качестве символического жеста Куба досрочно освободила Алана Гросса, работника Агентства США по международному развитию, которого Гавана подозревала в шпионаже и приговорила к тюремному заключению в 2011 году.

По данным Reuters, заявлению Белого дома предшествовали полтора года напряженных секретных переговоров. Как отмечает The Economist, они начались вскоре после смерти венесуэльского президента Уго Чавеса. Во время его правления Каракас был главным спонсором Гаваны. Венесуэла, к примеру, продавала Кубе топливо со значительной скидкой. Но при преемнике Чавеса — Николасе Мадуро — эта практика прекратилась. Венесуэла сама испытывает экономические затруднения, и у нее нет возможности помогать Кубе.

В апреле Барак Обама и Рауль Кастро закрепили достижения «оттепели», договорившись о восстановлении дипломатических отношений. Через несколько дней Обама объявил перед Конгрессом, что намеревается вывести Кубу из списка «государств-спонсоров терроризма». Формальным основанием послужило то, что за предшествующие шесть месяцев кубинские власти не предоставляли никакой помощи международным террористическим ячейкам.

В списке стран, спонсирующих международный терроризм, Куба находилась с 1982 года. Это послужило причиной для введения новых ограничений: на экономическую помощь со стороны США, на экспорт вооружений и товаров двойного назначения. Другим следствием внесения страны в список спонсоров терроризма стало противодействие со стороны Вашингтона в получении Кубой помощи от международных организаций, включая МВФ и Всемирный банк.

Конгресс не опротестовал решение президента об исключении Кубы из списка и оно вступило в силу 29 мая.

Кнут и пряник

Экономическое эмбарго США в отношении Кубы начало оформляться с 1960 года. Таким образом Вашингтон ответил на принудительную национализацию Кубой нефтеперерабатывающих заводов, принадлежавших гражданам Соединенных Штатов (она была проведена без выплаты компенсаций). Эмбарго стало полноценной блокадой. По его условиям, гражданам Соединенных Штатов и американским компаниям запрещались торговля с Кубой и осуществление денежные переводы. Посещение Кубы также стало для американцев незаконным. Наконец, Соединенные Штаты запретили кубинский импорт, за исключением продовольствия и медикаментов.

Ущерб от экономического эмбарго Куба ранее оценивала в сумму более чем в $100 млрд. Претензии со стороны граждан США, американских компаний и кубинцев по поводу экспроприированной собственности на Кубе собирало Управление по контролю за активами за рубежом (OFAC, входит в Министерство финансов США). Всего ведомство получило около 6 тыс. жалоб, общая стоимость указанного в них имущества может достигать $7-8 млрд, сообщила в понедельник телерадиокомпания Marti.

С момента наступления разрядки часть ограничений были уже сняты. Например, объявленные в конце декабря послабления включают в себя разрешение для граждан США на посещение Кубы, если речь идет об образовательных или религиозных поездках. Разрешения на въезд также получат родственники кубинцев, которые перебрались в Соединенные Штаты. Запрет на поездки в туристических целях пока сохраняется.

Из Кубы гражданам США теперь разрешат привозить товаров на сумму до $400 (но на табак и алкоголь суммарно должно приходиться не более $100). Граждане США смогут использовать на острове дебетовые и кредитные карты, что ранее было запрещено. Американским фирмам теперь разрешено страховать жителей третьих стран, путешествующих на Кубу.

Кроме того, Белый Дом позволил экспортировать на остров телекоммуникационное оборудование, сельскохозяйственную и строительную технику. Будут ослаблены и финансовые ограничения: лимит на денежные переводы на Кубу будет повышен с $500 до $2000 в квартал для одного получателя.

Еще одним жестом стало восстановление транспортного сообщения между двумя странами. В конце марта американский лоукостер Sun Country открыл еженедельные рейсы из Нью-Йорка в Гавану и обратно. А в начале мая Вашингтон выдал лицензии четырем компаниям из Флориды на осуществление морских перевозок между Майами и Кубой.

В погоне за конкурентами

«Если вы делаете что-то более полувека, и оно никак не может заработать, надо попробовать что-то еще, – рассуждал в январе глава Торговой палаты США Томас Донохью. – Для нас настало время двигаться на Кубу. Кому-то придется продавать товары кубинцам, и это будем не только мы». Отдельное внимание он просил обратить на то, что в последние годы торговлю с Кубой наращивают Россия и Китай.

В 2014 году стоимость поставленных на Кубу американских товаров, по данным Бюро переписи населения США (главный статистический орган страны), составила всего $299 млн. Евросоюз, в отличие от США, никогда не ограничивал экономическое сотрудничество с Кубой. По собственной оценке ЕС, он является ее вторым по величине торговым партнером (после Венесуэлы). На его долю приходится 22% всей внешней торговли Кубы. Кроме того, европейцы лидируют по закупкам кубинских товаров (в 2013 году на их долю пришлось чуть меньше 30% кубинского экспорта). В 2014 году экспорт на Кубу из стран ЕС составил €1,6 млрд евро, импорт кубинской продукции — €462 млн. В структуре европейских поставок  основное место занимает машиностроение (в 2014 году в ценовом выражении оно составило €1,3 млрд).

В 2014 году Брюссель и Гавана начали переговоры о рамочном «Соглашении о диалоге и сотрудничестве», которое должно стать основой для совместной работы европейских и кубинских предприятий.

Китай и Куба никогда раньше не поддерживали тесные экономические связи – во время «холодной» войны Гавана ориентировалась на СССР. Но в последние годы Пекин активно наращивает присутствие в Латинской Америке, в том числе и на Кубе. По данным таможенной статистики КНР, в 2014 году торговля между странами достигла $1,4 млрд. В структуре китайского экспорта на Кубу основное место занимают потребительские товары.

Куба постепенно становится привлекательным объектом для инвестиций. Рауль Кастро с 2010 года проводит реформы, направленные на создание в стране частного сектора экономики. В стране с населением в 10,2 млн человек велика доля молодого (25-45 лет) населения: по оценке CIA Factbook, на нее приходится больше 47%. Кроме того, в стране сохранился высокий уровень образования (уровень грамотности в 2010 году составлял 99,8%). Но ждать бума в торговых отношениях с США, тем не менее, пока преждевременно.

Медленные перемены

Режим экономической блокады США против Кубы оформлен законодательно. С 1963 года действует Закон о контроле и регулировании кубинских активов, положивший начало эмбарго. В 1992 году был принят Закон о кубинской демократии, а четыре года спустя — Закон Хелмса — Бертона (некоторые послабления в части расширения экспорта вступили в силу только в 2000 году). Пока все эти законы действуют, полноценное экономическое сотрудничество США и Кубы невозможно. Главный барьер – компании США и их подразделения по-прежнему не могут кредитовать кубинские предприятия или выступать покупателями их продукции.

Основная цель ограничительных мер против кубинской экономики заключалась в том, чтобы добиться проведения в стране реальных политических преобразований. В Законе Хелсма-Бертона отход от реальной власти братьев Кастро назван одним из условий для снятия эмбарго.

Скорее всего, Белому Дому не удастся в короткие сроки получить согласие Конгресса на снятие всех ограничений. Предпринятые шаги «создадут обстановку, в которой Конгресс сможет отменить законы, регулирующие эмбарго», – надеется старший специалист Совета по международным отношениям США Джулии Свайг. Но нынешние послабления позволят «изменить Кубу изнутри» только в долгосрочной перспективе, считает она.

Источник

1 КОММЕНТАРИЙ

комментарии закрыты.