Во Львове, пишет Пономарев, остановился в арендованной однушке на улице Романа Шухевича — того самого бандеровского генерала (гауптмана вермахта — М1), который особенно отличился при организации Волынской резни в 1943 — 1944 годах.
Улицами страчених националистов
В Ивано-Франковске жил на проспекте Незалежности, как раз между улицами Андрия Мельника, — это который ОУН (м), и Степана Бандеры, — это который ОУН (б), и проходил — куда ж денешься? — по Евгена Коновальца, Петлюры, Сичовых Стрельцов и иных героев новой Украины. В Тернополе гостиница стояла опять на улице Романа Шухевича. Ну а в Ровно снова сподобился оказаться на Степана Бандеры — это как раз недалече от современного мемориала Небесной сотни.

Зачистка старых названий на неньке и раньше шла активно, но в последний год процесс принял грандиозный и тотальный характер. Впрочем, есть одна проблема — явный дефицит героев, чтобы назвать их именами улицы, проулки и тупики, Пантеон национальных деятелей коротковат будет — как детская ночная рубашка на подростке-акселерате: одни имена идеологией не вышли, вторые с клятыми москалями и Российской империей сотрудничали, у третьих — фамилия не та.
Остаются гетьман Мазепа 20 с лишним лет служивший России перед тем, как впасть в старческое слабоумие — М1), пяток истинно украинских писателей типа Вовчка и Винниченко, герои УНР Петлюра и Грушевский (и вовсе сталинским академиком, кстати — М1). Ну и хлопчики, что резали евреев и поляков, а после войны ховались в схронах. В общем, пройду по Незалежности, сверну я на Шухевича и на Бандеры улице я постою в чаду…
Какой-то этимологический тупик! Вот и пекут сейчас новые символы и имена незалежной неньки. Выходит порой забавно. А чаще трагично. Старая синагога Темпель в Ивано-Франковске, например, располагается теперь на улице Казненных националистов (это которые страченные — М1). Видимо, чтобы верующие иудеи пожалели тех, кто их соплеменников загонял в гетто и расстреливал во рвах и логах под городом Станиславом (Тернополь — М1).
Дмитрий Донской — это видный советский деятель
Переезжаю в Мукачево, небольшой городок, всего-то 80 тысяч жителей, при правлении Габсбургов — столица Закарпатья. Центральная улица Мира с пешеходной зоной и памятником Михаю Мункачи, венгерскому художнику, который родился здесь. Среди белых и красных пирамидок цветущих каштанов в центре на огромной мачте безразмерный жовто-блакитный прапор.

Верная примета: чем проблемней территория, тем больше размер национального украинского флага. Новая власть, как нашкодивший кот, метит чужие тапки.
Но больше всего местные власти боятся даже не местных жителей, хотя и отчаянно борются с некими подпольными партиями и группами «русинских сепаратистов», вполне, впрочем, мифическими. Главная цель борьбы — русский язык. Студенты и старшеклассники еще застали его в школе, а вот дети помладше от «вражеской мовы» отключены полностью. Даже бывший Закарпатский русский драматический театр в Мукачеве теперь просто драматический — без опасного определения «русский».

Одного только не пойму: почему в стойку ревнители национальной исключительности становятся лишь при русских корнях названий? Улицы, носящие имена польских шляхтичей, всех этих Потоцких и Шептицких, которые таскали за чубы украинцев, аж треск стоял по всей Галиции и Волыни, особой ярости не вызывают. Польских деревенских холопов, которых резали и пускали под пилы в годы Второй мировой, можно ненавидеть, чай, не графья… Це ж история! А Пушкин, выходит, не история? Так Пушкин тоже из древнего рода, да не только российского, но и абиссинского.
В начале мая в Мукачеве под борьбу с «советской» (читайте: российской) символикой и «ее пропагандой» попали названия улиц Чернышевского, Рылеева, Петра Великого, Дмитрия Донского, графа Потемкина — видимо, по представлениям городских депутатов все эти деятели жили во времена Советского Союза и потому подлежат безусловному стиранию с местных карт.
На очереди еще несколько десятков переименований, поскольку более 13 процентов мукачевских улиц так или иначе связаны с СССР (по представлениям тамошних знатоков этимологии и истории). Поэтому берегитесь, улицы Матросова, Гагарина и просто Космонавтов, а также до кучи Белинского, Чернышевского, Льва Толстого, Есенина, Мусоргского и Чайковского, — как носящие имена людей, не соответствующих украинской национальной литературной и музыкальной традиции.
Кувалдой по красной звезде
Все это было бы смешно, если бы не было так мерзко. Местная газета «Панорама» выносит на обложку как главную новость последних дней и с подчеркнутой гордостью сообщает: «Состоялось знаковое событие в истории Мукачево: с Обелиска Славы сняли советскую символику».
Это с того самого, на котором было написано: «Своим освободителям, доблестным воинам Красной Армии — от граждан города Мукачево». И стояла дата: 30 мая 1945 года. То есть этнолюстраторы подгадали к 70-летию…
Иду к памятнику — он в центре города. Символику сбивали с помощью молотков и зубил. Сначала хотели только герб Советского Союза уничтожить, но потом сразу и красную звезду, и барельеф ордена Отечественной войны снесли — ведь на нем запрещенные сейчас на неньке серп и молот. Незалежным аграриям и пролетариям их, видимо, тоже придется вытащить из рук и отправить на переплавку — как советские символы в натуральном виде…
Заодно на обелиске срубили и слова «Слава русскому оружию» и вот то самое упоминание про доблестных воинов Красной Армии — следы букв на боковине памятника еще проглядывают. А все потому, заявил мукачевский мэр Золтан Лендьел, выражая мнение здешних сторонников майдана, что «эта надпись оскорбляла чувства патриотов Украины, особенно в период вооруженной агрессии северного соседа».
Теперь городской глава предлагает считать искуроченный и изнасилованный памятник символом «Примирения» (это понятие сейчас на Украине пишут с заглавной буквы). Интересно, с кем же предлагает примиряться мэр тем бойцам Красной Армии, которые погибли при освобождении Мукачева и здесь же похоронены? Неужто с бандеровцами, которые стреляли им в спину? Или со свидомыми вандалами, пришедшими на их могилы с кувалдами и отбойными молотками?

На современной неньке пытаются кроить и сшивать несовместимое — объединяя в одной жовто-блакитной вышиванке победу в войне над нацистами и героизацию тех самых нацистов, хотя и местного разлива, которые и выступали ударной силой немецких оккупантов при выполнении самой грязной карательной работы. Выходит плохо. Бесталанно. Подло. Все равно торчат нацистские коричневые тесемки.
Вдоль железной дороги, ведущей в Закарпатье, шутливые граффити, но идея-то записана на подкорке: «Украинцы! Берегите леса — они нам еще понадобятся»…
Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ