Spotify передумал выходить на российский рынок

0
349

О том, что Spotify сворачивает деятельность в России, РБК рассказали потенциальный партнер сервиса в стране, а также источник, близкий к Александру Кубанеившили, который как писали «Ведомости», должен был возглавить российский офис компании. Знают об этом и сотрудники двух конкурирующих со Spotify компаний, работающие в России. По словам одного из собеседников РБК, Кубанеишвили покинет Spotify в феврале. Сам менеджер в пятницу не стал комментировать эту информацию, пообещав предоставить комментарии в понедельник, 2 февраля. Глобальная пресс-служба Spotify не ответила на запрос РБК.

Юридическое лицо в России у шведского сервиса появилось еще в январе 2014 года. В Едином государственном реестре юридических лиц 13 января было зарегистировано ООО «Спотифай». Его учредила частная компания с ограниченной ответственностью Spotify AB, зарегистированная в Швеции. О том, что за развитие бизнеса на местном рынке будет отвечать Кубанеишвили, «Ведомости» со ссылкой на свои источники написали в апреле. До этого менеджер отвечал за рекламный бизнес и отношения с партнерами в Google, занимался онлайн-продажами в Microsoft, был директором по продажам в Gigafone Technologies.  

В сентябре ТАСС сообщал, что Spotify перенес выход на российский рынок с осени 2014 года на начало 2015 года. Причина, по версии источника агентства, заключалась в том, что Spotify так и не договорился с мобильными операторами о партнерстве. Пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников в пятницу подтвердил РБК, что компания вела переговоры со Spotify, но в итоге тендер выиграл другой музыкальный сервис – Mondia Media Group GmbH. Эта компания предлагает не только стриминговое аудио, но и игры. Ее головной офис находится в Гамбурге, а представительства действуют в Бразилии, ЮАР, Италии и проч. Представители «Вымпелкома» и «​Мегафона» не ответили на запросы РБК. 

Рубль подвел

Основанный шведами Даниелем Эком и Мартином Лоренцоном в 2006 году Spotify позволяет слушать музыку онлайн. Сервис представлен в 58 странах: его офисы, помимо стран Европы, расположены в Австралии, США, Гонконге, Мексике, и Сингапуре. Среди партнеров Spotify –  Universal Music Group, Sony Music, EMI, Warner Music, Merlin и др. 

Частью контента Spotify можно пользоваться бесплатно в обмен на прослушивание рекламы, а полный каталог доступен за абонентскую плату. «Возможно, их глобальная лицензия не позволяет установить конкурентоспособную цену», – рассуждает об причинах решения Spotify контент-директор российского стримингового сервиса Zvooq Михаил Константинов. Размер абонентской платы, по данным Spotify, отличается в разных странах, и разброс очень велик – от $2,93 на Филиппинах до $18,42 в Дании. В среднем подписка стоит около $7 в месяц, а по текущему курсу в России она обошлась бы почти 500 рублей, говорит Константинов. В России легальные сервисы прослушивания музыки, например, «​Яндекс.Музыка» и Zvooq, предлагают абонентскую плату в размере 150-200 рублей в месяц. По данным PwC, объем рынка цифровой музыки в России в 2013 достиг $32 млн. Скачивание музыки принесло $17 млн, доля мобильной музыки составила $12 млн.

В 2013 году Spotify заработал $1,03 млрд, что на 74% больше, чем в 2012 году. Чистый убыток компании составил $80 млн. По собственной информации Spotify, у сервиса 15 млн платных подписчиков и 60 млн активных пользователей.