Регионов в России может стать меньше

0
83

Регионов в России может стать меньше

Аналитический центр «Политген» проанализировал возможность объединения целого ряда субъектов

Тема объединения и укрупнения регионов остается сегодня одной из самых обсуждаемых. Реформа по укрупнению субъектов РФ, начатая в 2000-е годы, сегодня получает второе дыхание. Так, недавно подписанный главами Архангельской области и Ненецкого автономного округа меморандум о намерении объединить регионы может стать триггером к слиянию и других субъектов федерации, утверждают эксперты.

Основными претендентами на укрупнение в ходе текущего цикла являются Архангельская область и Ненецкий автономный округ, Хабаровский край и Еврейская автономная область, а также Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (так называемая «Тюменская матрешка»).

Аналитический центр «Политген» представил доклад, в котором детально  проанализировал этот тренд. Так, в исследовании отмечается, что интенсификация  отношений  России  с  государствами  Азиатско-Тихоокеанского региона  обусловливает необходимость  укрепления  позиций  Дальневосточных субъектов. К примеру, все чаще поднимается вопрос о важности пересмотра административно-территориальных границ внутри Дальневосточного федерального округа, в частности Еврейской автономной области и Хабаровского края.

Присоединить нельзя оставить

Авторы доклада напоминают: Еврейская  автономная  область  была  образована  в  1934  году,  но  в  качестве равноправного субъекта была выделена из состава Хабаровского края в 1993 году в связи с принятием Конституции Российской Федерации. Однако сегодня ЕАО – один  из  наиболее  депрессивных  регионов  России.  Область  является  наименее самодостаточным  субъектом,  ежегодно  получающим  значительные  дотации из  федерального  бюджета.  Кроме  того,  по  уровню  среднедушевого  дохода  (в месяц) и валового регионального продукта ЕАО сильно уступает другим субъектам Дальневосточного федерального округа. В силу этого для региона характерен отток населения, который продолжается с 1993 года.

Регионов в России может стать меньшеГлава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский называет вопрос объединения регионов весьма актуальным

Одним из вариантов «сглаживания» социально-экономических показателей региона может послужить слияние с более сильным в экономическом плане субъектом, утверждается в исследовании.

«При этом в данном случае возникает вопрос относительно того, приведет ли такое слияние к реальному улучшению экономической ситуации. Тем не менее, присоединение ЕАО к одному из ближайших регионов представляется все же необходимым. Во-первых, особых оснований для образования еврейской автономии на дальних неосвоенных пространствах  вместо  земель  традиционного  проживания  не  было.  Более  того, на сегодняшний день в ЕАО проживает менее 1% этнических евреев. Во-вторых, область не богата природными ресурсами.

«Исторически  и  географически  целесообразнее  всего  объединить  ЕАО с  Хабаровским  краем.  Социально-экономическое  развитие  Хабаровского  края является достаточно стабильным – регион входит в топ-30 по уровню занятости и показателю ВРП на душу населения среди всех субъектов РФ. Хабаровский край, благодаря  сосредоточению  в  регионе  предприятий  оборонно-промышленного комплекса,  является  лидером  по  уровню  развития  машиностроения  в  ДФО.  Край обеспечивает до 80% продукции машиностроения на Дальнем Востоке, 35% продукции обрабатывающей промышленности»,  — говорится в докладе.

«Матрешке» — приготовиться!

Авторы доклада признают:  во  многом  уникальным  представляется регион  Большой  Тюменской  области («тюменской матрешки»), включающий Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. С момента своего образования в 1944 году ХМАО и ЯНАО входили в состав Тюменской области, но в 1993 году получили статус равноправных субъектов Российской Федерации.

Регионов в России может стать меньшеТема объединения регионов не уходит из повестки

«Важно подчеркнуть, что автономные образования превосходят по ряду показателей «материнский» центр… В  отличие  от  большинства  субъектов  РФ,  Тюменская  область, ХМАО  и  ЯНАО не  являются  дотационными  регионами.  Благодаря  тому,  что  Ханты-Мансийский автономный округ – один из крупнейших субъектов по добыче нефти, а Ямало-Ненецкий автономный округ – по добыче газа, то «тюменской матрёшке» удаётся сохранять некую самодостаточность и независимость от федерального центра. Тем не менее, на данные субъекты возложена задача по пополнению государственной казны. Ежегодно ХМАО и ЯНАО отправляют в федеральный бюджет до 90% полученных от добычи полезных ископаемых средств», — отмечается в докладе.

При этом, утверждается в исследовании, ЯНАО и ХМАО не намерены отказываться от главного источника своих доходов – добычи нефти и газа. Но автономные округа ставят целью диверсификацию экономики.

Так, это  обусловлено  высоким  потенциалом  развития  ряда  направлений,  в  частности обрабатывающего сектора промышленности. Таким образом, в случае потенциального объединения ХМАО и ЯНАО с Тюменской областью промышленный потенциал лишь возрастет, уверены в «Политгене».

«Выгодно  объединение  регионов  «тюменской  матрёшки»  не  только      для  «материнской»  Тюменской  области,  но  и  для  автономных  округов.Агропромышленный   комплекс   Тюменской   области   является   одним из  крупнейших  в  Уральском  федеральном  округе.  Примерно  23%  производимой в  УрФО  сельскохозяйственной  продукции  приходится  на  «материнскую»  область, которая обеспечивает своими товарами и соседние ХМАО и ЯНАО. Кроме того, объёмы добываемых  Тюменской  областью  биоресурсов  в  последние  годы  выросли,  чего не скажешь о ХМАО и ЯНАО», — говорится в докладе.

Однако  существуют и риски, связанные со слиянием трех субъектов: «В первую очередь  они  касаются  регионального  самосознания.  Вопрос  сохранения  коренных языков и культур стоит достаточно остро, и любые попытки их ограничения встречают сопротивление со стороны местных жителей. Более того, среди политической элиты также отсутствует единство мнений относительно объединения Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Создание мегасубъекта приведет к трансформации вертикали власти, выстраиваемой годами».

Актуальная идея

Как пояснил генеральный директор аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский,  вопрос реформирования регионов в настоящее время  является  как  никогда  актуальным.  «Данная  идея  нашла  отражение в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года: «формирование крупных пространственных  структур  –  глобально  конкурентоспособных  макрорегионов, осуществляющих  долгосрочные  мегапроекты  межрегионального  сотрудничества, обеспечивающие  синергетический  эффект  от  взаимодополняющей  реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей». Таким образом, перед руководством России стоит задача укрупнения регионов, исходящая из рациональных предпосылок. При этом необходимым является учет социально-экономической ситуации в каждом отдельно взятом субъекте», — утверждает Игнатовский.

Регионов в России может стать меньшеЧаще всего звучат идеи присоединить бедный регион к более богатому

Соавтор доклада доцент кафедры сравнительной политологии РУДН, доктор политических наук Владимир Иванов в  свою очередь указал, что  положительные моменты подобного реформирования заключаются в повышении статуса и роли субъектов, включающих в свой состав бывшие автономные образования, а также в получении полного контроля над исполнительной властью на местах.

«В свою очередь «поглощенные» регионы имеют шанс улучшить экономические показатели. К негативным сторонам процесса слияния относится понижение статуса «поглощенного» региона и разрыв прямых связей с федеральным центром. Объединение  Хабаровского  края  и  Еврейской  автономной  области,  Тюменской области,  Ханты-Мансийского  и  Ямало-Ненецкого  автономных  округов,  а  также Архангельской области и Ненецкого автономного округа позволит не только сократить бюрократический аппарат, снизить нагрузку на бюджеты, но и выстроить системы управления, основанные на максимальном вовлечении местных жителей в решение проблем локального характера», — заключил эксперт.