Почему не поладили врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов и митрополит Варсонофий

0
14

Вера и пост

Почему не поладили врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов и митрополит Варсонофий

В Санкт-Петербурге складывается нетипичная ситуация для российских регионов – местная исполнительная власть оказалась не в ладах с властью духовной. Противостояние врио губернатора Александра Беглова и митрополита Варсонофия только зарождается, но пресловутая тема передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви уже обострила противоречия, коих немало и в целом.

Душа в душу

32-й митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (в миру Анатолий Судаков), который получил это имя ровно 40 лет назад, постригшись в монахи, в северной столице человек относительно новый. На данной позиции с 2014 года, с сохранением должности управляющего делами Московской патриархии. Все эти годы он жил и работал с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко душа в душу. Известный своей набожностью Георгий Сергеевич с удовольствием проводил крестные ходы на Невском проспекте, передавал церкви ряд объектов государственной собственности вроде Смольного и Сампсониевского соборов, ездил на Афон, где в паломнических турах часто пребывал и митрополит Варсонофий. Да, первые требования РПЦ передать ей Исаакиевский собор, датированные летом 2015 года, были проигнорированы. Однако в 2017 году Полтавченко с видимым удовольствием сдался, и только активные общественные протесты поставили этот вопрос на паузу.

С учетом мнения горожан

И вот к власти в Санкт-Петербурге приходит Александр Беглов, как временно исполняющий обязанности губернатора. Естественно, журналисты поинтересовались у чиновника, как тот относится к передаче Исакия РПЦ? Врио был дипломатичен: «Есть закон от 30 ноября 2010 года, который предусматривает передачу культовых зданий конфессиям, не только Русской православной церкви, если раньше они были в пользовании этих конфессий. РПЦ имеет право подать заявку о передаче ей любого собора и культового сооружения, закон позволяет. Если исполнительная власть, в том числе, Санкт-Петербурга, не передает здание в ведение РПЦ, то церковь может подать в суд».

Также Беглов отметил, что «решение должно приниматься с учетом мнения горожан». Последняя ремарка не случайна, ведь большинство петербуржцев выступают против передачи Исаакиевского собора в лоно РПЦ (см. справку). Беглову в сентябре идти на губернаторские выборы, потому он крайне не заинтересован в нагнетании вопроса до той поры. А церковь между тем продолжает настаивать на передаче культового сооружения на свой баланс.

В нашем государстве, где большое значение имеют «византийские знаки», недовольство Александра Беглова настойчивостью митрополита Варсонофия, по мнению политологов, вылилось в назначение советником губернатора по культуре Николая Бурова, заслуженного артиста РФ, бывшего директора государственного музея «Исаакиевский собор». Он всегда был категорически против передачи Исакия церкви, и даже отметился такой фразой в адрес Варсонофия: «Этот город пережил блокаду – переживет и вас».

Журналистка и телеведущая Ксения Собчак заявила, что у нее нет планов выдвигать свою кандидатуру на предстоящих выборах губернатора Санкт-Петербурга, которые пройдут в сентябре.

Политолог Владимир Большаков считает: «Таким назначением Беглов передает церкви четкий сигнал – как минимум сейчас не время поднимать вопрос о передаче Исакия. Это крайне непопулярная тема в городе. Накануне выборов врио не собирается делать резких шагов, которые возмутят не только петербургскую общественность, но и вызовут резонанс на федеральном уровне. У Беглова пока и так не все в порядке с рейтингом – сказалась зима и отвратительная уборка снега. Поэтому ему сейчас не до крепких объятий с церковью, хотя он считается верующим человеком. Но вера — это одно, а высокий пост – это другое».

Скандальная песенка

В это самое время позиции самого митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского несколько ослабли. Во-первых, он был уволен с должности управляющего делами Московского патриархата, которую он несколько лет совмещал с митрополитской. Должность эта в РПЦ весьма влиятельна и уважаема, а потому понижение в статусе для Варсонофия вышло весьма болезненным. Во-вторых, ему было отказано в визе для паломнической поездки на Афон в связи с его активной позицией в разрыве отношений между РПЦ и Константинополем. И это притом, что в 1986 году, по окончании Московской духовной академии, Анатолий Судаков защитил диссертацию по теме «Афон — великая сокровищница Православия» на соискание степени кандидата богословия.

Также по митрополиту больно ударила история с исполнением в Исаакиевском соборе «песни про лодочку с атомным моторчиком» 23 февраля, которая прогремела на всю страну в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга. Появилась даже версия, что это была «подстава», чтобы прямо перед заседанием Священного синода 26 февраля, который должен был принять ряд знаковых кадровых решений, вокруг петербургской митрополии возник очередной скандал. Так и вышло. Ведь Исакий считается кафедральным собором, а, значит, его настоятелем является лично глава епархии. То есть Варсонофий. И должность управделами Варсонофий потерял именно 26 февраля. Вот и председатель внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Волоколамский Иларион высказался в том духе, что собор нужно срочно отдать церкви, «чтобы там звучала только духовная музыка». И намекнул, что это недоработка Варсофония.

…Ясно, что активная стадия противостояния церкви и администрации Санкт-Петербурга начнется после губернаторских выборов. Хотя может быть и не начнется, если Александр Беглов продолжит «духовную» политику Георгия Полтавченко. Вот только политологи прочат Николая Бурова на пост вице-губернатора по культуре. Известный своими антиклерикальными взглядами бывший директор ГМП «Исаакиевский собор» намерен защищать музейный статус культового сооружения до последнего.

Справка

По данным социологов, передачу собора РПЦ поддерживают 17,8% петербуржцев, против выступают 57,1% респондентов (причем 42% заявили, что они выступают «категорически против»), оставшиеся 25,1% заявили, что им «все равно». Процент верующих и неверующих распределился примерно пополам: 49,7% респондентов идентифицировали себя как верующие, 49,4% — как неверующие, а 0,9% затруднились ответить.

Источник: социологический опрос петербургского «Фонда политической культуры»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here