Первомайск — почти убитая надежда

0
645

В свое время в шахтерском Первомайске издавалась газета с красивым оптимистичным названием «Надежда». Ее читателями были в основном горняки близлежащих шахт и другие жители города-труженика, давшего миру первый угольный комбайн Алексея Бахмутского.

Когда выбирали название для новой горняцкой газеты, посчитали, что на первом плане должна стоять именно надежда на то, что несколько местных шахт, наследниц Петро-Марьевского рудника, все же возродятся, дадут стране миллион тонн угля.Первомайск - почти убитая надежда

В том, что долгожданный первомайский миллион все-таки состоится, автора этих строк, журналиста-уголыцика, неоднократно уверяли и несколько угольных «генералов», возглавлявших в последнее десятилетие «Первомайск-уголь»

История рассудила по-своему. Не состоялся первомайский миллион. Не сбылась надежда… Война помешала. О каком угле можно было говорить, если город оказался под артобстрелом? Везут теперь этот самый миллион в Украину аж из Южной Африки.

А что же Первомайск? На днях довелось побывать в этом городе. Тягостное, грустное впечатление осталось после буквально получасового «свидания». Ведь всего год назад углепром проводил в местном дворце спорта, там, где начинал путь в большой спорт олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Александр Береш, соревнования по мини-футболу. ..

Но обо всем по порядку. Как автор этих строк оказался в Первомайске? Дело в том, что поезд «Киев-Луганск», в котором возвращался в столицу ЛНР, средь бела дня остановился на полустанке Светлаково, всего в нескольких километрах от таких знакомых шахт — «Горская» и «Золотое». Стоянка затянулась на три часа. Пассажирам объяснили: по техническим причинам Сентяновка принять состав пока не может.

Народ заволновался. Старики, женщины, дети — все в неведении. Что же дальше? Ползли слухи, что поезд отправят обратно на Красный Лиман. А до Луганска оставалось всего каких-нибудь 80-90 км. Но зачем нам Красный Лиман? Нам нужно в Луганск. В итоге после трехчасового ожидания, телефонных переговоров и метаний у вагонов к полустанку стали подкатывать таксисты из Попасной.

В общем, вскоре моими попутчиками оказались три женщины (им нужно было ехать в Стаханов) и один луганчанин. И мы рванули в неизвестность на Попасную и Первомайск. А там как получится…. О том, что происходит сегодня в Попасной, узнали со слов таксиста, увидели и собственными глазами. Город малолюден. Люди не рискуют выходить лишний раз на улицы.

Причина — постоянные выстрелы. В железнодорожном депо окна после первого обстрела застеклили, но его обстреляли и второй раз… Досталось и вагоноремонтному заводу. У дверей одного из банков заметили толпу жителей. Оказывается, пенсионеры пришли получить пенсию, но денег зачастую на всех не хватает. Первомайск - почти убитая надежда

Попасную и Первомайск разделяют три блок-поста нац. гвардии. Первый, показав документы, проехали благополучно, а на втором нас задержали, сказали: «Подождите…». А сколько же ждать? Тем более что где-то в городе слышны взрывы. Наконец, нашим просьбам вняли, и три украинских блок-поста остались позади.

И вот нашим взорам предстает Первомайск, до которого, собственно говоря, таксист нас так и не довез. Почти километр до первых многоэтажек, что на улице Куйбышева, нам пришлось преодолевать со своей поклажей, что называется, на своих двоих. Замечу, что первое транспортное средство, которое мы увидели вдалеке на этой улице, был желтый автобус.

Сначала члены нашей процессии, двигавшейся вперед, подумали: «Вот повезло! Может, подвезет?». Оказалось, что этот желтый автобус, с надписью «школьный», уже никуда не едет. Стекла после обстрела в нем выбиты, он стоит без движения, очевидно, уже давно. Продвигаемся дальше.

А вот у одного из домов и ополченцы. Знакомимся, предъявляем документы, рассказываем о своей беде. Пока республиканцы думают, что с нами, попавшими в передрягу, делать,

оглядываемся вокруг. Вот подъехал автобус с надписью «Борщ-мобиль». Значит, у ополченцев ЛНР работает полевая кухня. И это уже как-то вселяет оптимизм. Но его сразу же сменяет негативная информация о происходящем в городе. Какой автобус на Стаханов? Сегодня он пошел только первый раз… Город полуразрушен. В нем остались одни пенсионеры, старики и старухи, которым и деваться в общем-то некуда. Какие электроэнергия, газ, вода? Ничего этого пока в Первомайске нет. Замечаю одинокую старушку, сидящую на лавочке у, подъезда пятиэтажки. Скорее всего, ее кормят все те же ополченцы.

Один из них, ничего не скрывая, с горечью так и говорит: «Знаете, сколько мы здесь стариков похоронили?» Другого интересует, что думают жители Украины о Новороссии. Мы тоже ничего не скрываем. Рассказываем так, как есть. О том, что мнения самые разные. И в Киеве, откуда ехали наши попутчицы. И в Харькове, где одни сносят памятники Ленину, а другие верят и молятся за будущее Республики.

Но вот, наконец, бойцы ЛНР разруливают нашу проблему, находят две машины, раздается команда: «Мальчики в эту легковушку, девочки — в другую!». Чернобородый парень (оказывается, он аж из Магадана) даже немножко расстроился: «А почему мне достались мальчики? К тому же, в возрасте. ..». Но это так, в шутку…

Первомайск - почти убитая надежда

По дороге на Стаханов проезжаем мимо админздания ГП «Первомайск-уголь». Сколько раз приходилось переступать его порог! Особенно красиво оно выглядело в последний приезд. «Генерал» Николай Ковалев начал на его этажах капитальный ремонт, радовали глаз обновленные кабинеты сотрудников. А что же теперь? Здание зияет пустыми глазницами окон, вокруг — выбитые стекла… Кто и когда это все восстановит? Да и восстановит ли? Когда умолкнут выстрелы в окрестностях Первомайска?

Будем оптимистами. Ведь говорили же древние: «Пока живу — надеюсь». Да и надежда умирает последней. В Первомайске же она остается расстрелянной.

P.S.: А «Лугань» в тот октябрьский день все-таки пришла в столицу Республики. Правда, с пятичасовым опозданием, но пришла. Ничего не скажешь, молодцы железнодорожники, на высоте оказались! Придется снять перед ними шляпу.