«Голос» вычислил «список мэрии» по СМИ

0
30

—>

«Голос» вычислил «список мэрии» по СМИ

До официального начала предвыборной гонки в Москве газеты, издаваемые столичными административными округами, начали массово публиковать материалы, положительно освещающие деятельность чиновников, которые впоследствии стали кандидатами от власти.

За полгода до старта московской предвыборной кампании газеты, принадлежащие администрациям столичных округов, стали размещать публикации, в которых в светлых тонах рассказывалось о деятельности персон, которые сейчас борются за кресла в Мосгордуме и пользуются лояльностью столичных властей, заявили в своем аналитическом докладе эксперты движения «Голос». Само исследование находится в открытом доступе на сайте движения.

Указанные материалы позволяют предположить, что негласный «список мэрии» на муниципальных выборах все же применяется, хотя его наличие ранее было официально опровергнуто. На практике такие кандидаты пользуются поддержкой властей и могут рассчитывать на административный ресурс. Первые публикации о кандидатах, которые можно рассматривать как рекламные, датированы январем-февралем нынешнего года. С каждой неделей их количество росло, и начало уменьшаться только после официального старта предвыборной кампании в июне. Задачей статей был рост узнаваемости будущих кандидатов и наделение их положительной репутацией. Поскольку материалы появлялись синхронно в разных газетах и были выдержаны в едином стиле и тональности, следует предположить, что их размещение строго координировалось. Примечательно, что о будущих кандидатах от оппозиции или о депутатах старого созыва, которые не стали баллотироваться на новый созыв, окружные газеты не писали. Свои выводы эксперты сделали по результатам анализа 268 номеров 11 изданий. Эти газеты раздаются бесплатно, в том числе работникам бюджетных учреждений. Авторы доклада отмечают, что ежегодные траты в Москве на окружные газеты достигают 450-500 млн. рублей, соответственно, за январь-июнь на рекламу провластных кандидатов было потрачено примерно 200 млн. рублей.

Сопредседатель «Голоса» Андрей Бузин в беседе с радиостанцией «Эхо Москвы» отметил: ноу-хау действия московских властей назвать нельзя – аналогичную тактику, которая позволяет исказить информпространство в пользу удобных власти кандидатов, используют и правительства других субъектов Федерации.

ВВС обращает внимание на то, что московские провластные кандидаты формально таковыми не являются – они баллотируются как самовыдвиженцы, не афишируя принадлежность ни к мэрии Москвы, ни к «Единой России», которая официально не делегировала на столичные выборы ни одного партийца.

Типичным примером цикла пропагандистских материалов эксперты «Голоса» назвали серию публикаций газеты «Южные горизонты», в которой речь шла об успехах руководителя социального центра «Коломенское» Ольги Мельниковой. Ее позиционировали и как успешного управленца, и как общественную активистку. А издание «Москва Центр» в 12 номерах повествовало о деятельности проректора НИУ ВШЭ Валерии Касамаре. Примечательно, что газета не упоминала о деятельности Ильи Яшина и Сергея Митрохина, которые баллотируются на той же территории.

Часть провластных кандидатов позиционировалась как медики, дающие москвичам актуальные рекомендации. В «Звездном бульваре» печатались советы сопредседателя столичного совета сторонников единороссов, врача Ларисы Картавцевой. А в «Юго-восточном курьере» нашлась колонка для единоросса-самовыдвиженца, медика Игоря Дягилева. Еще одна представительница партии власти, также позиционирующаяся как самовыдвиженка, Татьяна Батышева озвучивала медицинские советы со страниц издания «На Западе Москвы». А вот Ирина Назарова, советы которой размещало издание «Восточный округ», в комментарии для ВВС заявила, что указанные публикации не имеют отношения к предвыборной кампании, а являются обычными врачебными консультациями.

По данным «Голоса», больше всего публикаций было посвящено нынешнему спикеру Мосгордумы и кандидату в новый созыв Алексею Шапошникову, пиаром которого занимался «Звездный бульвар». Лидером же по количеству имиджевых публикаций о кандидатах от власти стали «Южные горизонты». Наибольшей благосклонностью этой газеты пользовались депутаты нынешнего созыва Степан Орлов и Сергей Зверев.

Авторы исследования считают, что главы столичных префектур и должностные лица мэрии злоупотребили служебными полномочиями, лоббируя интересы определенных партий и кандидатов через их присутствие в бюджетных масс-медиа. Соавтор исследования Станислав Андрейчук считает, что выбранный канал воздействий на электорат весьма эффективен: окружные газеты чаще всего читают москвичи возрастом от 50 лет, и они же активнее всего ходят на выборы.