Экономические «успехи» Смольного не способствуют выходу Петербурга из финансового кризиса

0
45

Экономические «успехи» Смольного не способствуют выходу Петербурга из финансового кризиса

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов отчитался о «результатах» действий Смольного, направленных на развитие экономики города. При этом реальная картина происходящего в финансовом секторе Северной столицы указывает на множество экономических проблем, которые подконтрольные Смольному СМИ предпочитают не освещать.

Об «успехах» петербургских властей в сфере экономики Александр Дмитриевич рассказал своим подписчикам на странице в социальной сети «ВКонтакте», после чего информацию распространил на своих ресурсах телеканал «Санкт-Петербург». По словам губернатора, город занял первое место в России по объёмам экспорта специализированных судов, легковых автомобилей, кузовов, тракторов и тягачей, а также второе место на IX Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. Кроме того, Северная столица претендует на лидерство в Арктической повестке при освоении шельфа Арктики.

Беглов также уточнил, что уже подписаны документы на получение от Министерства образования 764 миллионов рублей, которые пойдут на выкуп двух зданий для размещения дошкольных образовательных учреждений в поселке Шушары и на Комендантском проспекте. Также есть договорённости с инвесторами о строительстве в городе на Неве транспортных переходов через железнодорожные пути.

Несмотря на заявления Беглова и публикации подконтрольных Смольному СМИ, экономическую ситуацию в Северной столице сложно назвать развитием финансового сектора, так как на протяжении долгого времени в этой сфере сохраняются серьёзные системные проблемы. Наиболее острой из них является усиливающаяся зависимость Петербурга от федерального центра. Так, Смольный уже запросил у Москвы почти 210 миллиардов рублей в виде инфраструктурных кредитов на транспортные проекты и более 80 миллиардов на финансирование строительства новых станций метро. 

Также сообщалось о предоставлении Петербургу 900 миллионов рублей на ремонт дорог. На фоне этого заявление губернатора о почти 800 млн из федерального бюджета на размещение дошкольных образовательных учреждений лишь подтверждает неспособность Северной столицы самостоятельно решать вопросы развития городской инфраструктуры. Такая позиция Смольного способствует усилению общей закредитованности Петербурга и увеличению государственного долга города, который на сегодняшний день уже составляет более 85 млрд рублей.

Нехватка школ, детских садов и других объектов социальной инфраструктуры является частью комплексной проблемы в строительной отрасли города, и два дошкольных учреждения вряд ли смогут исправить ситуацию. При этом Смольный пытается решить вопрос дисбаланса между введенным в эксплуатацию жилищным фондом и социнфраструктурой, переложив ответственность за социальное развитие города на застройщиков. Ранее в Комитете по строительству предложили на законодательном уровне запретить выдачу разрешений на строительство жилищных комплексов без 100% их обеспеченности социнфраструктурой. Инициативу одобрил губернатор Беглов, однако, как писали СМИ, такие изменения повлияют на ценообразование на рынке недвижимости, а расходы за строительство садов, школ и медучреждений в конечном итоге лягут на плечи петербуржцев.

В целом в последние годы наблюдается системное ухудшение экономической ситуации в Санкт-Петербурге. После вступления Александра Дмитриевича в должность губернатора увеличился не только объём госдолга, но и дефицит городского бюджета. Эти проблемы губернатор рассчитывает решить за счёт налоговых отчислений от «Газпрома» после переезда штаб-квартиры компании в Петербург. Однако в экспертном сообществе считают, что ожидать притока большого объема средств в бюджет рано, так как на сегодняшний день не решён вопрос с регионом для регистрации Единой газотранспортной системы компании. А пока петербургские власти ищут «обходные пути» для закрытия дыр в экономическом секторе, Петербург постепенно движется к статусу «города-банкрота».

Усугубляет ситуацию и снижение инвестиционной привлекательности Северной столицы. Крупные инвесторы, готовые вкладывать средства в различные инвестпроекты в городе, сталкиваются с отсутствием выгодных для работы условий. Ухудшение инвестклимата в Петербурге ранее уже связывали с низкой эффективностью деятельности Комитета по инвестициям, возглавляемого Романом Головановым. Коминвест под руководством Романа Алексеевича за последние два года так и не смог разработать действующий механизм привлечения инвестиций и предоставления льгот бизнесу, а также оказался неспособен эффективно применять инструмент государственно-частного партнёрства (ГЧП), что и привело Санкт-Петербург к финансовой зависимости от федерального центра.

В сложившихся обстоятельствах говорить об экономическом развитии города не приходится, однако для формирования положительного образа губернатора и его подчинённых Смольному приходится публиковать популистские заявления о якобы положительных тенденциях в данной отрасли. Фактически, таким образом аппарат Александра Беглова смещает вектор общественного внимания, прикрывая искусственно создаваемой повесткой в информационном пространстве сохраняющиеся финансовые проблемы Северной столицы.